ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ АВИАЦИИ В УКРАИНЕ От спортивной авиации к коммерческой Легкая авиация Украины создана спортсменами. Она экономически выгодна и находит все большее применение в решении задач сельского и лесного хозяйств, геологии и геодезии, экологии, МЧС и других областях. Проводя систематическую работу, спортсмены-авиаторы создали Всеукраинскую ассоциацию "Аэроклуб Украины", оформили ее юридический статус, чем и определили развитие легкой авиации. В первую очередь все решают люди, поэтому очень важно, что начала работу школа подготовки пилотов легкой авиации. Уже состоялось два выпуска и готовится третий. Активность пилотов должна привести к организации частных авиакомпаний легкой авиации, которые и определят решения многих государственных задач. Такие авиакомпании уже появились. Так, например, "Авионика", которая может официально выполнять любые задачи на легкой авиационной технике, имеющей необходимые сертификаты. До недавнего времени сертификация была камнем преткновения развития предприятий легкой авиации. Сертификация не проблема Достаточно подать заявку в Укравиацию, и процесс пойдет. Для официальной активной коммерческой работы с использованием серийно производимых легких самолетов фирмы "Лилиенталь" Х-32 СХ "Бекас" и фирмы "Аэропракт" А-20СХ Укравиация дает разрешение на подконтрольную эксплуатацию после проверки техники комиссией, которую организует Авиационный научно-производственный сертификационный центр (АНСЦ), работающий при Укравиации. Центр также занимается вопросами организации развития легкой авиации - подготовкой нормативно-правовых документов, организует рынок услуг, повышение квалификации инженерного состава и другие. При центре специально создан отдел развития легкой авиации, где можно получить консультацию по вопросам покупки легкой авиационной техники, процедурам сертификации, государственной регистрации, лицензирования, о наличии заявок на выполнение работ, ознакомиться с документами и литературой по эксплуатации легкой авиатехники. АНСЦ создан концерном "Титан" и КМУГА, при их поддержке организована и конференция по развитию легкой авиации. Рабочая конференция Сертификационный центр был инициатором проведения конференции по стимулированию развития легкой авиации. Укравиация поддержала инициативу. Конференция стала большим политическим событием для легкой авиации, консолидирующим и организующим началом коммерческого применения легкой авиации для решения хозяйственных задач. На основании 46 докладов специалистов-экспертов, выступивших в присутствии 350 участников из всех регионов Украины, представителей России и делегации Болгарии были сделаны кардинальные предложения по организации работ отрасли легкой авиации. Особое внимание уделено организации сертификации и обеспечению безопасности полетов. Рекомендовано создать межведомственную комиссию по выработке программы развития легкой авиации в рыночных условиях, созданию благоприятного политического климата вокруг вопросов эффективного применения легких самолетов для хозяйственных целей, развития легкого самолетостроения в Украине, создания авиапредприятий, стимулирования инвесторов и пр. Особое практическое значение было придано вопросу организации авиахимических работ. По мнению специалистов Минагрополитики, их объем должен быть в ближайшие годы увеличен на порядок, а это потребует не менее 1000 легких летательных аппаратов с системами ультрамалообъемного опрыскивания. Отсутствие в Украине центра по разработке технологий авиахимработ и использованию пестицидов серьезно сказывается на развитии отрасли легкой авиации в сельском хозяйстве. Такие работы должны проводиться на уровне институтов, Минагрополитики и под строгим контролем санэпидемиологической службы гражданской авиации. Не хотят финансовые круги вкладывать деньги в легкое авиастроение. Во-первых, его не видно на уровне технической политики государства. Во-вторых, авиационная держава строит большие самолеты для большого бизнеса. Кто оценит потери государства при падении урожайности пшеницы до 29 ц/га? Сколько денег уйдет на покупку зерна в Казахстане? Да это, пожалуй, несколько легкомоторных эскадрилий. Политика должна быть экономной. Кто оценит ее эффективность? На конференции докладывали, что специально для фермеров создают радиоуправляемые модели самолетов и вертолетов. Может быть, автоматика пилотирования будет доведена до программного выполнения полета над полем. Кстати, космическая навигация уже используется при работе над полями. Фирма "Аэрос" предлагает различные виды GPS для авиационного применения. Доклад об этом прозвучал на конференции. Проведенная рабочая конференция была организована по принципу совмещения требований администрации с возможностями летающих. Администрация Укравиации в лице руководителей ведущих управлений определила требования к летающим на легких самолетах на пленарном заседании. Обсуждение вопросов и предложений происходило в рабочем перерыве. Далее шли доклады и перерывы для активного обсуждения. Определены реально решаемые задачи сертификации техники, пилотов и эксплуатантов, обеспечение безопасности полета и обязательное страхование при выполнении авиационных работ легкими самолетами, требования использования воздушного пространства легкими самолетами и др. Концепция развития Концепция развития легкой авиации, предложенная ранее, не полно охватывает проблемы организации отрасли и требует доработок с учетом результатов обсуждения докладов на конференции и предложений по проекту решения конференции. При реализации предложений по организации межотраслевой комиссии по развитию легкой авиации вопрос о концепции должен быть проработан в первую очередь. Межведомственная комиссия может стать руководящим органом для организации стратегии развития летной авиации. Как организовать работу межведомственной комиссии, где найти средства для финансирования работ в условиях зарождающейся отрасли? Эти вопросы стоят перед центром сертификации, взявшим на себя инициативу по стимулированию развития отрасли. Только некоторые эксплуатанты, успешно проводящие авиахимработы, подали заявки на допуск к подконтрольной эксплуатации и оплатили их. На основании наработанных данных подконтрольной эксплуатации самолеты получат бортовые номера, а в дальнейшем серийные самолеты - сертификат типа. Средства, получаемые АНСЦ, будут использоваться для решения всех вопросов развития отрасли легкомоторной авиации. Центр располагает бизнес-планами по использованию легких самолетов и вертолетов на авиахимработах и планирует вести кампанию по привлечению инвесторов. Имеются предложения по обработке легкими самолетами и вертолетами лесов в Болгарии, сельхозугодий в Украине. Все возможные привлеченные средства будут использоваться АНСЦ для решения поставленных задач. Сельскохозяйственная легкая авиация Украина всегда отличалась сильной сельскохозяйственной авиацией. Когда начали появляться сверхлегкие самолеты в конце 80-х годов, Минсельхоз (зам. министра Денисенко) выделил средства на создание сельскохозяйственного самолета "Шмель". В отличие от многих других эта модель была испытана в аэродинамической трубе КМУГА, создана математическая модель для изучения динамики полета, а образец для статиспытаний прочностных характеристик до сих пор находится в лаборатории прочности ХАИ. Самолет был создан, но- в испытательном полете потерпел катастрофу по вине пилота. Программа создания сельхозсамолета не состоялась. КБ, его создавшее, почти в полном составе под руководством главного конструктора уехало в Россию. Именно модель самолета "Шмель" украшала сцену конференц-зала, где проходила конференция. Символично: мы вернулись на 10 лет назад. И это результат того, что идеологов ультрамалообъемной обработки почти не видно, политической поддержки и понимания в Министерстве агропромышленной политики до недавнего времени не было. Нужно заново стартовать и наверстывать упущенное. Обычно средств у государства на этот вид деятельности не предусмотрено. Наше обращение в Ассоциацию предприятий и промышленников осталось без внимания. Финансовые инвестиционные общества заинтересовались новым видом старого бизнеса и изучают подготовленные бизнес-планы и возможности отечественных самолетостроителей. Но в Украине несколько предприятий уже серийно производят легкие летательные аппараты. Это ОКБ АОН (г. Киев), "Лилиенталь" (г. Харьков), "Аэропракт" (КМУГА, г. Киев), "Аэрос" (г. Киев), "Ост-Вест Консалтинг" (г. Херсон). Мотодельтапланы сертифицированы для коммерческих работ. Самолеты Х-32 СХ "Бекас", А-20СХ проходят подконтрольную эксплуатацию с целью в дальнейшем получить сертификат типа. Самолеты СТ производства фирмы "Ост-Вест Консалтинг" демонстрировались на выставке в Киеве и оставляют хорошее впечатление. Они имеют германский сертификат и продаются на западном рынке. Такой самолет на западном рынке стоит около 100 тыс. DM. Руководители производства самолета считают, что это цена, достойная для отработанной модели даже для Украины, учитывая, что сегодня по стране многие бизнесмены раскатывают на "Мерседесах" не меньшей стоимости. Пестициды токсичны - изучайте их безопасное использование Фирма "Аэропрофит" активно работает с институтами МинАПП как в части использования легких самолетов, так и списка допущенных в Украине химикатов. О списке можно много говорить, но в нем все химикаты очень дорогие или отсутствуют в Украине. Сертификация и допуск авиахимикатов должны быть организованы в совместной работе авиаторов, аграриев, химиков и санитарно-эпидемиологической станции. Именно последняя обеспечивает безопасное использование ядов, пестицидов и прочих авиахимикатов. Ошибки не допустимы. Это здоровье людей, растений и экологическая чистота окружающей среды. Подготовлена к изданию в АНСЦ специальная брошюра Макарчука В.А. "Токсиколого-гигиеническая характеристика пестицидов и агрохимикатов и современные подходы к их безопасному использованию при авиахимработах". Выставка авиасельхозтехники в Чубинском Активная реакция участников последовала после оглашения возможностей "Украгропромбиржи" в организации авиационно-химических работ. Пробиться к докладчику в перерыве было невозможно, а после перерыва он заседал с руководством Укравиации. Уже есть первые результаты - "Украгропромбиржа" организует выставку авиасельхозтехники - самолетов, систем распыления, авиахимпрепаратов на XII ежегодной международной агропромышленной выставке-ярмарке 7 - 11 июня 2000 г. в с. Чубинском вблизи Борисполя (за справками обращаться в АНСЦ). Итак, произведено стимулирование всех звеньев, обеспечивающих организацию бизнеса на легких самолетах. А жизнь берет свое Председатель агропромышленного комплекса говорит, что уже 5 лет использует мотодельтаплан в хозяйстве. Купил его в Днепропетровске, где и научили летать одного из механизаторов. Обработка с воздуха ничем не заменима, особенно когда почва влажная и наземная техника стоит. Работает мотодельтаплан оперативно, точно вносит химикаты с высоты около 2 м. Претензий никаких. О том, что необходимо летательный аппарат сертифицировать и иметь лицензию на него, слышит в первый раз. С инспекторами воздушного движения не встречались, хотя летают в районе действующего аэропорта. Хозяин есть хозяин! Выступающий с трибуны пилот мотодельтаплана говорит, что его спонсор ушел из зала, услышав от представителей администрации, сколько сертификатов и разрешений надо получить на летательный аппарат. Ему показалось, что это не реально, куда реальнее заплатить инспектору и летать дальше. Все это наша жизнь, а цивилизованное общество установило законы своей жизнедеятельности и безопасность ее обеспечивается нормативно-правовыми актами. Сертификат на летательный аппарат первый из них. Один из выступающих закончил свою речь под аплодисменты. Он сказал, что сертификация проводится только для того, чтобы "выжать" деньги. И это понравилось. Сколько нужно примеров катастроф, чтобы горячие головы начали понимать, что без сертификации и отлаженной методики эксплуатации массовое применение разных летательных аппаратов приведет к гибели многих любителей? Летать хорошо, вот только если бы земли не было. Учитывая, что общество летающих легкомоторников состоит в настоящее время в основном из энтузиастов, а не профессионалов, необходимо профессиональное просвещение. Этим как раз и занимается журнал "Авиация общего назначения", пятилетний юбилей которого на конференции общественность отметила памятным адресом. Организация отрасли легкой авиации остается сложной задачей, но половина дела - это начало. Будем считать, что конференция состоялась как массовый форум заинтересованных в развитии легкой авиации. А путь развитию укажет рынок. Ищите себя в нем. Зам. Генерального директора ЗАО "АНСЦ" по развитию легкой авиации профессор КМУГА Е.П. Ударцев
|