ОПИСАНИЕ АЭРОПОРТОВ МИРА ДЛЯ ЗАНЯТИЯ СПОТТЕРСОМ (SPOTTERS) АВСТРИЯ БОЛГАРИЯ ВЕНГРИЯ ГЕРМАНИЯ ЕГИПЕТ ИСПАНИЯ ИТАЛИЯ РУМЫНИЯ СЛОВАКИЯ ТАИЛАНД ФРАНЦИЯ ЧЕХИЯ Споттинг - увлекательное, особенно для североевропейских граждан, занятие, заключающееся в фотографировании натурных самолетов, в первую очередь пассажирских. По кругу поклонников примыкает к коллекционерам техники и моделистам. Само по себе фотографирование пассажирских самолетов - вполне легальное занятие. Это даже своего рода реклама авиакомпании, которой принадлежит самолет. Естественно, фотографирование должно производиться таким образом, чтобы не нарушались ничьи запреты на фотографирование каких-либо объектов или территорий, не создавались при этом помехи деятельности других людей или организаций. Например, в Германии и Голландии для споттерсменов созданы максимально возможные условия. Вокруг аэропортов находятся велодорожки, по которым можно подойти в удобную точку съемки, выделены специально оборудованные места, на зданиях аэропортов расположены смотровые площадки. На данном сайте описана только техническая сторона фотографирования, т.е. практическая возможность и условия получения качественных фотографий самолетов в конкретном аэропорту. Условия организационной возможности фотографирования необходимо уточнять самим. (Но я не думаю, что они ухудшатся, т.е. самолеты запретят снимать вообще). Естественно, в первую очередь споттерсмена интересуют точки, к которых можно комфортно находиться бесконечно долго. Т.е. из них хороший вид на фотографируемый самолет, приемлемое расстояние до него, самолет можно видеть задолго до момента съемки. Споттерсмен при фотографировании никому и ничему не создает помех и не привлекает нездоровое внимание. Т.е. это место не на шоссе и не напротив воинской казармы. АВСТРИЯ ВЕНА - ШВЕХАТ Добираться очень просто и быстро. Метро линия U1 до площади св. Штефана (Stephansplaze), там пересадка на линию U3 до остановки City Air Terminal. Стоимость поездки в метро по всем линиям 1,5 Евро. На этой остановке у них находится что-то типа пригородного вокзала. Поднимаетесь наверх, покупаете билет за 3 Евро, снова спускаетесь вниз и садитесь в электричку до аэропорта. Частота следования электричек - полчаса. В аэропорту электричка делает 2 остановки: под терминалом 1 и под терминалом 2. В терминале 1 единственное место, откуда можно фотографировать самолеты - ресторан на 2-м этаже, куда ведет эскалатор из центра холла. Обзор из ресторана великолепный, но стекла - средней хужести, т.е. надо искать участок стекла, через которое можно сфотографировать с минимальными искажениями. Здание аэропорта расположено с севера от ВПП. Поэтому фотографировать рекомендуется в облачную, мягкую по свету, погоду, т.к. солнце все время находится за самолетами. При таких условиях фотографии выглядят весьма прилично. Для съемки среднеразмерных самолетов на рулении нужен объектив с фокусным расстоянием 300 мм. Но для самолетов, которые подъезжают к терминалам, достаточно объектива с фокусным расстоянием 85 мм, а для больших самолетов - 50 мм. И еще немаловажно. В Вене живут немецко-порядочные граждане. Которые искренне считают, что в ресторане надо кушать. Т.е. посетителям ресторана ваше фотографирование безразлично, а вот кто-нибудь из персонала ресторана попросит вас что-нибудь заказать. Образец фотографии расположен по ссылке: Austrian airlines A330. БОЛГАРИЯ БУРГАС Одна ВПП с ориентацией 041 - 221 градусов. Комфортнее фотографировать вне здания аэропорта. Вдоль югозападного торца проходит шоссе Бургас - Поморие, вблизи которого можно расположиться для фотографирования. Очень желательно иметь объектив 300 мм. Городским автобусом от ж/д вокзала доехать до аэропорта и пройти пешком в сторону шоссе. Для случая захода на посадку с северо-востока удобные подходы к этому торцу ВПП не обнаружены (топать придется по полям). В Бургасском аэропорту находится музей авиации (справа от зданий аэровокзала) с несколькими натурными экспонатами. Аэропорт обслуживает чартерные авиарейсы на курорт Солнечный берег, существенно разросшийся в последние годы. Рейсы в основном в сезон (май-сентябрь). Сайт с расписанием http://www.bourgas-airport.bg ВАРНА Одна ВПП с ориентацией 093 - 273 градусов. Здание аэропорта находится севернее стоянки и ВПП. Снимать можно с площадки летнего кафе, расположенного на 2-м этаже, если туда пустят, в чем я сомневаюсь. В то же время, условия для съемки со стороны западного торца идеальны. Городским автобусом № 409 (идет от курорта Золотые пески, останавливается возле Кафедрального собора (Морского клуба), автовокзала), необходимо выйти на третьей остановке за аэропортом, свернуть влево, идти мимо виноградника и абркосового сада на юг. Примерно через 20-25 минут вы пройдете в виадук под дорогой Варна - Велико Тырново. Еще 15 минут ходьбы, и вы пересечете глиссаду. Аэродром огибает асфальтовая дорога, по которой можно довольно близко приблизиться к ограждению (минут 5 -10 ходьбы). Отсюда можно снимать в течение всего дня (солнце будет освещать самолеты с вашей стороны с 8.30 до 19.00) объективом с фокусным расстоянием начиная с 135 мм. Особенностями аэропорта Варны являются: 1) преимущественнное направление ветра днем со стороны моря, т.е. в вашу сторону. В этом случае самолеты на посадку будут пролетать мимо вас. 2) В штиль преимущественное направление взлета в вашу сторону. А так как длина ВПП сравнительно невелика, то в сочетании с удобным подходом можно снимать и на взлете, правда объективом с фокусным расстоянием 300 мм Ассортимент - болгарские и европейские самолеты, обслуживающие курорты Золотые пески и Албена. Похоже, что каждая европейская страна имеет свой день. Болгарские самолеты также прилетают не все каждый день. Несомненным преимуществом фотосъемки является исключительно спокойная обстановка в сочетании с красивой природой и чистым воздухом. Поперек восточного торца также проходит проселочная дорога, но удобные выходы на нее надо искать. Образец фотографии на взлете расположен по ссылке: HEMUS AIR RJ85. Образец фотографии на посадке расположен по ссылке: LTU A320. Сайт с расписанием http://www.varna-airport.bg СОФИЯ Одна ВПП с ориентацией 092 - 272 градусов. Аэропорт расположен на востоке от города. Доехать городским автобусом до аэропорта и пешком пойти вправо или влево, в зависимости от направления посадки, к торцу ВПП. С западной стороны подход к полосе сбоку после 12.30 объектив 300 мм для самолетов типа В737. С стороны торца жилые постройки и далее автодорога. Снимать с дороги можно, но прикрыться негде. Дорога идет поперек глиссады, поэтому по условиям расположения солнца можно снимать целый день. С восточной стороны доступ к полосе сбоку возможен, по-видимому, в районе торца. Под глиссадой ограничений на поперечное перемещение, по-видимому, нет, т.е. по условиям расположения солнца снимать можно целый день. Трафик: по среднему 2 самолета в час, в основном ближнеевропейские страны. Сайт с расписанием http://www.sofia-airport.bg ВЕНГРИЯ БУДАПЕШТ - ФЕРИХЕДЬ-2 Две параллельные ВПП с ориентацией 130 - 310 градусов и расстоянием между ними примерно 2,0 км. Проезд от последней станции метро КАБАНЬЯ (KOBANYA) на автобусе (на нем нарисован самолетик) до конечной остановки Ферихедь-2. Время в пути - около получаса. При поездке в метро имейте в виду, что на каждой линии метро компостируется новый билет. На крыше аэропорта Ферихедь-2 имеются 2 террасы: слева и справа, с которых можно фотографировать. Вход на каждую террасу отдельно и стоит 250 форинтов (1 Евро). 2 ВПП параллельны друг другу и расположены со смещением торцев. Одна полоса используется для посадки, а другая для взлета. Здание аэропорта с террасами расположено между торцами ВПП. Т.е. любой рейсовый самолет, который садится и взлетает, проезжает мимо террас. Такой самолет будет освещен солнцем со стороны террас с рассвета до 14.00. Однако, самолеты, стоящие у терминалов, будут освещены часов до 18.00 вечера. Правая терраса - угловая. Она "смотрит" на северо-запад и северо-восток. Те самолеты, которые стоят в северо-восточной части, будут освещены солнцем с 10.00 до захода солнца. В то же время с правой террасы можно фотографировать и самолеты, которые находятся в северо-западной части, т.е. наиболее предпочтительный режим фотографирования в аэропорту Ферихедь-2 с правой террасы с от рассвета до захода солнца. Но, если вы появились в аэропорту часа в 14.00, и самолет находится напротив левой террасы, то с правой его можно будет сфотографировать только в хвост. Далее он может рулить на взлет на левую (юго-западную) ВПП. Самолеты, стоящие у терминалов, можно фотографировать объективами с фокусным расстоянием 50-85 мм, на рулении мимо террас - 100 - 200 мм, которые находятся на северо-восточной ВПП 300-400 мм. Можно по пашне пройти к восточному торцу этой ВПП, причем большие самолеты (В767) можно объективом с фокусным расстоянием не менее 300 мм снимать над ВПП. Эта ВПП находится ниже уровня местности, а по ее бокам растут высокие деревья. Поэтому лучше пройти к восточной глиссаде. Пешком это займет 1 час от здания аэропорта или от предыдущей остановки автобуса (но лучше идти от здания аэропорта, хотя и придется обходить большой сад). Живописные сельхозугодья с оленями, куропатками и дрофами. Можно по проселочной дороге пройти дальше на восток вдоль глиссады. Там поперек глиссады проходит автодорога с посадкой - самое комфортное место для съемок даже объективом с фокусом 200 мм. Снимать можно с обоих сторон глиссады. Работать с южной полосой гораздо легче, т.к. ее торец находится недалеко от остановки автобуса, а через дорогу находятся поля с посадками. Но, по-видимому, эта ВПП, соответствующая миниатюрному аэропортику Ферихедь-1, для посадок с восточного направления используется слабо. Фотографирование при восточном ветре (у западных торцев обоих ВПП) весьма проблематично, т.к. ближайший подход к ним - это дорога (по которой ездит автобус в аэропорт), а это от торца северной полосы оценочно 8 км, от торца южной полосы оценочно 4 км. Образец фотографии: съемка с левой террасы, расположен по ссылке: Carpatair SAAB340. Образец фотографии: руление с северо-восточной ВПП на стоянку, съемка с правой террасы, расположен по ссылке: Axis Airways B757-200. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку на северо-восточную ВПП с юго-восточной стороны расположен по ссылке: AIR KAZAKSTAN Як-42. ГЕРМАНИЯ ФРАНКФУРТ-на-МАЙНЕ Хороший трафик, а при восточном ветре еще и хорошие условия для фотографирования. Хотя на здании аэропорта имеется изредка открываемая открытая галерея с видом на стоянки самолетов, по условиям расположения солнца качественное фотографирование возможно только вне территории аэропорта, т.к. здание аэропорта расположено на севере от ВПП. Две параллельные ВПП с ориентацией 070 - 250 градусов и расстоянием между ними 200 метров. Одна ВПП им перпендикулярная с ориентацией 180 - 360 градусов. На пересечении этих ВПП находится специальная площадка для фотографирования (самолеты должны заходить на посадку с запада или севера-юга). От здания аэропорта подойти к этой площадке долго и сложно. Удобнее проехать одну остановку за аэропорт (от города) на S-bahn (электричка) и идти в сторону аэродрома (на юг) минут двадцать. Дойти до забора, повернуть направо и идти вдоль дороги, огибающей аэродром, 1 час до площадки. Вдоль всей дороги от остановки электрички до площадки проходит вело-пешеходная дорожка. Обычно две ВПП используются для посадки (например, две параллельные ВПП), а две для взлета, т.е. одна ВПП используется для взлета и посадки. Параллельные ВПП чередуют для посадки: самолеты могут поочередно садиться то на одну, то на другую ВПП. А взлет может осуществляться с одной из параллельных ВПП и перпендикулярной. С площадки садящиеся на параллельные полосы самолеты можно снимать с 9.00 до 18.00 (садящийся на южную (ближнюю) полосу самолет будет снят немного в нос, садящийся на северную (дальнюю от площадки) полосу самолет будет снят немного в хвост). Взлетающие/садящиеся на перпендикулярную полосу самолеты лучше фотографировать с 14.00 до позднего вечера. При наличии объектива с фокусным расстоянием 300 мм и более с 14.00 до 18.00 можно обслуживать все три ВПП. Эту же площадку можно использовать при северном или южном ветре, т.к. наверняка перпендикулярная полоса будет задействована для взлета / посадки, а ее расстояние до площадки всего 150 метров. Причем по длине перпендикулярной ВПП площадка расположена примерно посередине. Образец фотографии: съемка с площадки самолета, который разбегается по ВПП в направлении север - юг , расположен по ссылке: BRUNEU B767-300. Образец фотографии: съемка с площадки самолета, который заходит на посадку на южную ВПП с запада, расположен по ссылке: EMIRATES A330-200. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку на северную ВПП с запада, расположен по ссылке: AIR ALGERIE C-130. Сайт с расписанием http://www.frankfurt-airport.de ШТУТГАРТ Одна ВПП с ориентацией 074 - 254 градусов. Одно из лучших мест в мире для занятия споттерсом. Даже спелые яблочки в конце августа предусмотрены. При восточном ветре недоехать одну остановку на S-bahn (электричке) до аэропорта Штутгарт (стоимость билета от центрального ж/д вокзала Штутгарт 2,60 Евро). Выйти направо, далее повернуть влево в южном направлении и идти примерно полчаса по велодорожке. Для многих типов самолетов годится объектив с фокусным расстоянием 135 мм. Возможно использование объектива с фиксированным фокусным расстоянием, т.к. можно перемещаться поперек глиссады. Время перехода глиссады - 18.00. Фотографировать можно от восхода солнца до заката. При западном ветре доехать на S-bahn (электричке) до аэропорта Штутгарт (стоимость билета от центрального ж/д вокзала Штутгарт 2,60 Евро). Пройти в восточном направлении по велодорожке вдоль ограды аэропорта примерно час до восточного торца ВПП. Не доходя до торца под ВПП имеется автопешеходный тоннель, которым можно воспользоваться, чтобы пройти на точку фотографирования при положении солнца до 18.00. После 18.00 нужно идти в торец ВПП. Через автомобильную дорогу находится кукурузное поле, с которого очень удобно фотографировать даже объективом с фокусом 135 мм. На здании аэропорта находится смотровая площадка (вход 2 Евро). Солнце начинает освещать ВПП со стороны площадки с 18.00. Однако, до этого времени можно фотографировать самолеты на рулении (если самолет подставит соответствующий бок). Образец фотографии: вид на стоянку перед зданием аэропорта в направлении с севера на юг, расположен по ссылке: eurowings Atr72. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку з запада до 18.00, расположен по ссылке: OLYMPIC AIRWAYS B717. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку с запада после 18.00, расположен по ссылке: CSA Atr42. ЕГИПЕТ Аэропорты Каира, Хургады и Шарм-эль-Шейха расположены в пустыне, где совершенно негде скрыться от солнца (если, конечно, не приехать сюда на автомобиле) и часто дуют сильные ветры при низкой влажности. В таких условиях важен большой запас воды. На целый день это от 1,5 литров при температуре воздуха до +30 градусов, влажности 30-50 % и скорости ветра до 15 м/с до 6-7 литров при температуре воздуха до + 35 градусов, влажности 10-20 % и скорости ветра до 30 м/с. При температуре выше 35 градусов и влажности ниже 10 % пешком идти в пустыню вообще не рекомендуется. КАИР По всей вероятности, его строили итальянцы. Расположение ВПП такое же, как и у римского аэропорта Фьюмичино им. Леонардо да Винчи. Две ВПП параллельных ВПП с ориентацией 046 - 226 градусов, между которыми расположена ВПП с ориентацией 160 - 340 градусов. ХУРГАДА Комфортное фотографирование в течение всего дня возможно только вне территории аэропорта. Территория аэропорта находится буквально через дорогу от расположенных по побережью Красного моря отелей. Аэропорт имеет 2 ВПП с ориентацией 162-342 градуса, одна из которых (западная) используется как ВПП, а восточная - как рулежная. Подхода к ВПП с боков нет (расстояние от ограждения более 1 км). Однако имеются отличные подходы для фотографирования заходящих на посадку самолетов со стороны торцев. От расположенных напротив аэропорта отелей до расположенных со стороны торцев точек съемки можно дойти по тянущимся вдоль дорог тротуарам за 50 мин. - 1 час. А если воспользоваться городским маршрутным такси (стоимость проезда 1 египетский фунт (1/6 доллара), то за 25 - 30 минут. Со стороны торцев через автомобильные дороги расположена ничейная пустыня, поэтому, если отойти от дороги метров на 300 в пустыню, то это будет идеальное место для фотосъемки как ZOOM - объективом, так и объективом с фиксированным фокусным расстоянием. Для съемок самолетов типа В737 с обоих торцев и с обоих сторон глиссады достаточно объектива с фокусным расстоянием 135 мм. В пустыне часто дуют ветры, иногда очень сильные. Но это не песчаная пустыня, ветер песок не гоняет. Можно в самый сильный ветер лечь на землю и спокойно дышать. Однако в воздухе находится мельчайшая глинистая взвесь, которая в том числе может попортить фото-кинотехнику. Ее необходимо держать в нескольких полиэтиленовых кульках и вытаскивать только в момент фотографирования. В случае северного ветра (фотографирование со стороны южного торца ВПП) примерно до 14.00 можно спрятаться от солнца под обрывами, расположенными к востоку (в сторону моря) от глиссады. Однако в 13.00 солнце переходит через плоскость глиссады, и необходимо переходить в открытую пустыню. По условиям солнечной освещенности зимой можно фотографировать до 17.30, летом до 19.00 местного времени. Возможность пребывания в пустыне человека определяется не только температурой воздуха, но и влажностью. Сухой воздух в ветреную погоду заставляет часто пить, увеличивая т.о. расход воды. Если при нормальной влажности воздуха на день достаточно 1,5 - 2 литров воды, то при сухом воздухе необходимо 3 - 5 литров. Аэропорт Хургада работает круглосуточно, причем самые интересные самолеты могут прилетать только ночью. А днем может подряд прилететь штук 5 Hapag Lloyd или штук 8 Air Berlin B737-800. Самолеты большинства авиакомпаний могут прилетать раз (один день) в неделю. Более менее регулярно в аэропорту обслуживается 20-30 авиакомпаний из 10-20 стран. В порядке убывания количества прилетов самолеты по странам располагаются следующим образом: немецкие, российские. египетские, итальянские, французские, украинские, польские, словацкие, чешские, бельгийские, белорусские. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку з юга, после 14.00, расположен по ссылке: "AIR MEMPHIS" A320. ШАРМ эль ШЕЙХ Две параллельные ВПП с ориентацией 040 - 220 градусов и расстоянием примерно 500 м между ними. Похоже, что для посадки используется только одна ВПП (а не поочередно). Аэродром расположен в пустыне. Со стороны восточных торцев ВПП через автодорогу находятся жилые здания. Добираться из города на маршрутке или пешком от расположеных на побережье отелей (примерно 1 час ходьбы). ИСПАНИЯ БАРСЕЛОНА - ЕЛЬ ПРАТ де ЛЛОБРЕГАТ Именины сердца - праздник души споттера. Как и на всяком празднике - умеренность, скромность и аккуратность - залог получения максимального удовольствия и большого количества качественных фотографий, включая такие как Saab340. Неспоримые преимущества - подойти под торцы ВПП можно по пешеходной дорожке, крупные самолеты можно фотографировать даже объективом с фокусным расстоянием 85 мм. Полиция (гражданская гвардия) проезжает мимо вас довольно регулярно, но если в этот момент не стоять с фотоаппаратом на распашку на голой груди и на босу ногу, то на вас вообще не обратят внимание. Если уж вас заметили, то можно попробовать спокойным шагом уйти, как и десятки прохаживающихся по этой дорожке граждан, делая вид, что вы один из этих граждан и случайно сфотографировали самолет во время прогулки. В худшем случае вам придется показать ксерокопию загранпаспорта, пуститься в длинные разговоры и при этом, возможно, пропустить некоторые пролетающие мимо дефициты. Фотографирование пассажирских самолетов в Испании совершенно легально, и, если, вы будете этим заниматься из здания аэропорта, то к вам вообще никто не подойдет по этому поводу. Недостатки - для посадки используются две ВПП, которые чередуются. Расстояние между их торцами - 25 минут пешком. Возможно, что преимущественное направление захода на посадку - с востока. Это самое благоприятное направление. Направление захода на посадку могут поменять. В этом случае лучше ждать, когда его поменяют снова, или, если позволяет фокусное расстояние объектива (не менее 400 мм), попробовать фотографирование на взлете. Т.к. обойти аэродром со стороны моря невозможно (пересекает впадающая с моря река), а обходить со стороны суши очень далеко, около 3-х часов. Тем более, что, когда вы придете к западным торцам, направление захода на посадку могут поменять снова. Добраться очень просто. От центрального ж/д Barcelona - Sants две остановки в направлении аэропорта. Направление смотри на платформе на телемониторе, т.к от одной платформы поезда уходят в разных направлениях. Стоимость билета - 1,3 Евро. Остановка называется El Prat de Llobregat. Далее в юго-восточном направлении пересекаете весь город, выходите на пешеходную дорожку, ведущую вокруг восточных торцев ВПП к морю. От ж/д станции El Prat de Llobregat до торца ближайшей ВПП 1 час пешего хода, до торца следующей ВПП - 1 час 25 минут по той же пешеходной дорожке. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку на северо-западную ВПП, до 17.30, расположен по ссылке: "Spanair" F100. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку на северо-западную ВПП, после 17.30, расположен по ссылке: "CROSSAIR" RJ85. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку на юго-восточную ВПП, до 18.00, расположен по ссылке: "LUXAIR" EMBRAER EMB145. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку на юго-восточную ВПП, после 18.00, расположен по ссылке: "Air Adriatic" MD80. МАДРИД - БАРАХАС Кажущийся абсолютно бесперспективным для споттерса, если брать во внимание расположение взлетной и посадочной полос одна за другой и расстоянием между ними не меньше километра, - это какое же расстояние придется преодолевать, обходя аэродром, в случае изменения направления взлета - посадки, - этот аэропорт может служить образцом взаимодействия между властями и споттерами. Некоторое огорчение доставляет движение по аэродрому самолета израильской авиакомпании. В эти полчаса споттерские фигуры не должны торчать вблизи ВПП. Разумеется, это не распространяется на здание аэропорта, из которого можно беспрепятственно фотографировать что угодно. Итак: Мадрид - Барахас. Просто немыслимый набор благ и удобств для споттерса. От одной из узловых станций метро Nuevo Ministerio за 1 Евро доезжаете до конечной станции этого подземного мадридского дворца - Барахас (Barajas). Время в пути 12-15 минут. После выхода на поверхность двигаетесь по тротуару под гору в северо-восточном направлении буквально 7-10 минут к большой клумбе, за которой доворачиваете налево, и через 200 метров начинаете восхождение на холм вдоль автомобильной дороги, ведущей в туннель под аэродромом. Ошибиться невозможно. Путь указывают фигурки споттеров и самолеты. Только не увлекитесь. За мост, находящийся метрах в 20 от тоннеля, заходить нельзя. Зато на холме перед этим мостом - любимое место для споттеров. Перед вами самолеты движутся по рулежной дорожке. Хоть с посадки, хоть на взлет - самолет все равно проедет перед вами. Недостаток - не слишком хороший обзор. Справа - невысокое cтроение, прямо - невысокое деревцо, слева - сетка ограждения. Однако, самолет виден полностью даже в самом плохом положении, даже самый длинный А340-600 или В777-300 длиной 75 метров. Для съемки среднеразмерных самолетов достачно объектива с фокусным расстоянием 200 мм. Фотографировать, снимать на видео можно беспрепятственно кроме времени, когда рулит израильский самолет. Карантинная зона - полчаса до начала и минут 10-15 после окончания руления. В это время на холме появляется охрана аэропорта, задачей которой является обеспечение его безопасности, но, чтобы споттерам в это время не было скучно, проверяют паспорта. Поэтому для начала запаситесь расписанием полетов и выясните границы карантинной зоны. Расписания есть в самом аэропорту - это станция метро перед Барахосом. Благо - в это время можно спокойно и с приличным качеством фотографировать через стекла кафе, которое находится по центру третьего этажа терминала № 2. Мимо вас будут проезжать все самолеты, следующие в международный сектор (Терминал № 3) и многие испанские самолеты внутрикоролевских авиалиний. Для съемки среднеразмерных самолетов с этого места достаточно объектива с фокусным расстоянием 135 мм. Образец фотографии: съемка из точки возле автомобильного туннеля, около 14.00, расположен по ссылке: "VARIG" MD11. Образец фотографии: съемка из здания аэропорта, около 14.00, расположен по ссылке: "LAN" B767-300. ИТАЛИЯ БЕРГАМО Одна ВПП с ориентацией 105 - 285 градусов. Фотографирование только снаружи. Городским автобусом доехать до аэропорта. Также можно доехать от центрального ж/д вокзала Милана. Отойти назад метров 400 до предыдущей остановки автобуса. С этого места можно снимать взлетающие самолеты часов с 10.00 до позднего вечера. Расстояние до ВПП - 450 метров. Если самолеты с этой стороны садятся (с запада), можно отойти еще дальше (на 1 км) до лужка через дорогу от торца ВПП. Для съемок это место идеальное. Но при частом полном отсутствии ветра самолеты в этом направлении (на запад) взлетают. К противоположному (восточному) торцу ВПП можно подъехать на велосипеде, если аэродром объехать с севера (30 минут). Вдоль ограждения аэродрома ездит охрана, поэтому к нему лучше не подходить. К тому же в этом нет необходимости. Доехать до аэропорта можно на автобусе как от ж/д вокзала г. Бергамо (стоимость проезда 1,3 - 1, 5 Евро), так и от центрального ж/д вокзала г. Милана (4,5 Евро). Образец фотографии: съемка на взлете в направлении восток - запад, до 19.00, расположен по ссылке: "RYANAIR" B737-800. МИЛАН-ЛИНАТЕ Одна ВПП с ориентацией 176 - 356 градусов. Съемка только с улицы. На городском автобусе (от центрального ж/д вокзала) доехать до аэропорта. Фотографировать с привокзальной площади (северный торец ВПП) с раннего утра до 13.00. Для взлетающих самолетов подойдет объектив 300 мм, для садящихся 150 - 200 мм. После 13.00 можно перейти глиссаду по автодороге в город, но место для фотографирования слишком некомфортное. В Линате садятся только мелко и среднеразмерные европейские самолеты. Доехать можно на автобусе от центрального ж/д вокзала г. Милана (2 Евро). Образец фотографии: съемка в полете при взлете в направлении юг - север, до 13.00, расположен по ссылке: "ALITALIA" A319. МИЛАН-МАЛЬПЕНЗА Две параллельные ВПП с ориентацией 169 - 349 градусов и расстоянием между ними 300 метров. Полосы для посадки и взлета чередуют. Самое комфортное фотографирование - из здания аэропорта (регулярные линии - самое дальнее и большое здание - конечная остановка городских автобусов. К южным торцам ВПП от здания аэропорта можно подъехать только по автодороге. Пешком невозможно, т.к. все огорожено. Но если удастся подъехать, то к глиссаде можно подойти гораздо ближе, чем она находится от точки съемки в здании аэропорта. Учитывая то, что ВПП для посадки чередуют, то поймать желаемый самолет в объектив фотоаппарата - это дело удачи. Самолет может садиться на дальнюю по отношению к фотографу полосу, но в аэропорту подъехать близко к стоящему в здании фотографу. Северные торцы ВПП выходят к зданию аэропорта - чартерные авиалинии. Это первая остановка городского автобуса в аэропорту Милан-Мальпенза. Вторая (последняя) остановка - здание регулярных авиалиний. От здания аэропорта - чартерные авиалинии можно фотографировать (не комфортно) садящиеся ( с севера) самолеты до 12.00. Взлетающие самолеты проходят слишком высоко. Глиссаду перейти проблематично - везде лес. Летом солнце всходит в 6.00, а переход глиссады солнцем происходит около 12.00. До этого времени из здания аэропорта можно фотографировать в первый час после восхода солнца в любом положении самолета, позднее - на рулении освещенный бок. По зданию аэровокзала можно перемещаться в пределах 150 метров. Стекла тонированные. Нужно при фотографировании избегать бликов от стекол на противоположной стороне здания. Расстояние от точки съемки до ближайшей ВПП - 650 метров, до линии руления - 500 метров. Качественные фотографии получить можно, но сложно из-за низкой освещенности вследствие тонированных стекол. Трафик неплохой. Самолеты со всего мира, но не каждый день. Удобно ночевать на мягких креслах, ночью пассажиров практически нет. Доехать до аэропорта можно на автобусе от центрального ж/д вокзала г. Милана (билет 4,5 - 5,5 Евро). Образец фотографии: из здания аэропорта, после 12.00, расположен по ссылке: "ALITALIA" MD11. Сайт с расписанием аэропортов Линате и Мальпенза http://www.sea-aeroportimilano.it РИМ-ФЬЮМИЧИНО Две параллельные ВПП с ориентацией 162-342 градуса и им почти перпендикулярная ВПП с ориентацией 70-250 градусов. Единственная радость споттерсмена - это то, что здание аэропорта находится на юге от летного поля. На этом все радости кончаются. Единственное место, откуда это самое летное поле видно, - это кафе в левой части здания (международные авиалинии). Объектив нужен как минимум 300 мм, т.к. расстояния очень большие. Подходы к южным и западному торцам ВПП очень тяжелые, топать далеко, по шоссе, и видимость самолета в момент фотографирования очень ограничена. При слабом ветре направление взлета-посадки и полосы могут меняться в течение дня и все это непредсказуемо. При слабом ветре или в штиль преимущественными направлениями полета являются: посадка - с севера на обе ВПП, взлет - на запад. Добираться до аэропорта дешевле всего от ж/д станции Тибуртина. Это вдвое дешевле (около 5 евро), чем добираться на ж/д экспрессе от центрального ж/д Термини. До Тибуртины от Термини несколько остановок на метро. К северному торцу западной полосы можно доехать на местном автобусе от аэропорта Фьюмичино. Этот автобус проходит мимо западного торца одиночной полосы, но перспектив здесь никаких. Через дорогу от аэродрома находится широкий массив сосен и подойти близко к глиссаде не представляется возможным. К северному торцу восточной полосы можно доехать от центрального ж/д вокзала Термини на местной электричке в направлении Чивитавехья. Ж/д пути пересекают глиссаду восточной полосы, местность здесь полусельская с полями, ж/д станция сравнительно недалеко от торца ВПП, и в случае, если самолеты будут заходить на посадку сюда, это место может считаться наилучшим для фотографирования. Образец фотографии: съемка в полете при заходе на посадку на восточную ВПП с юга, после 14.00, расположен по ссылке: "ALITALIA" Atr72. Сайт с расписанием http://www.adr.it РУМЫНИЯ БУХАРЕСТ-ОТОПЕНИ Две параллельные ВПП с ориентацией 080 - 260 градусов и расстоянием между ними около 1 км. Снимать из здания аэропорта (кафе) технически возможно, начиная с 12.00. О прочих аспектах лучше поинтересоваться у полицейского. Две параллельные ВПП, западные глиссады которых проходят над автострадой Бухарест-Плоешти, по которой автобус довозит вас в аэропорт из Бухареста. Если самолет заходит на посадку с запада на северную полосу, то технически его можно снимать даже с привокзальной площади. Под западной глиссадой северной полосы через дорогу находятся сельхозугодья (поле), по которому можно попробовать отойти в более комфортное место подальше от дороги. Возможно, что такая же техническая картина находится у западного торца южной полосы. Подход к восточным торцам ВПП от здания аэропорта невозможен (очень далеко). Ориентировочный траффик: 1,5 самолета в час, в основном близлежащие страны. СЛОВАКИЯ БРАТИСЛАВА им. М.Р. Штефаника Две почти взаимноперпендикулярные ВПП с ориентацией 40 - 220 градусов и 132 - 312 градусов. Проще всего снимать от здания аэропорта: справа и слева, если, конечно там не поставили второй забор. При отсутствии ветра заход на посадку может быть на любую полосу с любой стороны. Добираться пешком до торцев ВПП очень далеко и идти придется по дороге. Ориентировочный траффик: 1 самолет в час, в основном ближнеевропейские страны. Образец фотографии: съемка с территории аэропорта (левая часть) вид влево, расположен по ссылке: "SLOVAK AIRLINES" Ту-154М. ТАИЛАНД БАНГКОК - ДОНГ МУАНГ Две параллельные ВПП с ориентацией 029 - 209 градусов и расстоянием между ними около 400 м. Фотографирование возможно только из здания аэропорта, т.к. хотя подойти к ВПП с запада и возможно метров на 200, но там или таможня (около северного торца), или жилой частный сектор - место малокомфортное, или военно-воздушная база Донг-Муанг (со стороны северных торцев). В здании аэропорта имеются 2 точки для фотографирования (совершенно легального). Это 3-й этаж слева (угол) и правее ее метрах в 100. Но нужно спуститься этажом ниже, пройти через зал, снова подняться и идти в направлении к летному полю (идти по зданию, а не по улице!). Из этих двух точек нормально видно одно межтерминальное пространство (три самолета слева, три самолета справа). Но с левой точки видна часть стоянки, где можно фотографировать в хвост, а с правой точки, хоть и плохо, но видно другое межтерминальное пространство. Левая точка неудобна тем, что при работе ВСУ от стоящего у терминала самолета течение теплого воздуха искажает объект фотографирования, зато можно рулящий самолет сфотографировать сбоку-спереди. Правая точка благоприятна для фотографирования самолетов с точки зрения положения солнца, но при взлете по направлению с севера на юг рулящие самолеты будут сфотографированы сбоку - в хвост. Расстояние до ВПП 450 метров, до рулежной дорожки - 300 м, т.е. самолет типа В717 полностью входит в кадр при применении объектива 300 мм. Движущиеся по ВПП самолеты можно фотографировать с 11.00 до заката солнца (17.30 зимой, 18.15 летом). Лучшее время для фотографирования с 14.00 до 16.00. Трафик неплохой. Но много самолетов прилетает не каждый день и невозможное для фотографирования время. Проезд в аэропорт из города на такси 4-5 долларов (по счетчику). Проезд в г. Паттайя микроавтобусом Тайских авиалиний - 5 долларов, проезд микроавтобусом из города Паттайя в аэропорт - 7,5 долларов. Время в пути - 2,5 часа. Образец фотографии: съемка из здания аэропорта (левая часть третий этаж), вид перпендикулярно ВПП, расположен по ссылке: "Thai airways" A300-600. Образец фотографии: съемка из здания аэропорта (левая часть третий этаж), вид на северные торцы ВПП (влево), расположен по ссылке: "Mahan" A310. В середине 2006 года ожидается сдача в эксплуатацию нового аэропорта Бангкока - Суварнабуми с полным переводом в него рейсов из ныне действующего Донг-Муанга. Судя по плану-карте, торцы аэропорта зажаты между двумя шоссейными дорогами. Однако, расстояние от этих дорог до торцев не менее 2-х километров. Расстояние между полосами около 1 километра и между ними расположено здание аэропорта. ФРАНЦИЯ НИЦЦА Аэропорт расположен на юго-западе города в конце набережной на полуострове. Вне зависимости от направления ветра самолеты заходят на посадку со стороны, противоположной городу и взлетают в направлении на город, сразу отворачивая от него в сторону моря вправо. Подойти к посадочному торцу ВПП по суше невозможно. Минимальное расстояние, на которое можно подойти, около 600 метров. Территория аэродрома патрулируется вертолетами. Здание аэропорта (оба терминала) устроены так, что обзор на самолеты возможен только после прохождения контроля. ВЫВОД: аэропорт Ницца для споттерса абсолютно бесперспективен. Хотя вы и можете видеть людей, наблюдающими за самолетами в бинокль. ЧЕХИЯ ПРАГА - РУЗИНЕ Три ВПП: две примерно параллельные с ориентацией 35 - 215 градусов и 64 - 244 градуса и одна их пересекающая с ориентацией 124 -304 градуса. Здание аэропорта расположено на юго-востоке от летного поля. В левой части здания имеется закрытая смотровая площадка (вход был 10 крон). Пожалуй, это самое лучшее место для фотографирования. С наружи можно подойти к северо-восточным торцам почти параллельных полос (при юго-западном ветре). Доехать на городском автобусе от станции метро "Дейвицка" до аэропорта. Направо по автодороге около получаса (по дороге необходимо пройти только минут 10. Далее можно идти по параллельной ей тропинке). Для фотографирования настоятельно рекомендуется перейти на другую сторону дороги. От ВПП вы удалитесь ненамного, но
|