История создания парашюта и развития парашютизма Парашют - от французского parachute (от греческого para - "против" и французского chute - "падать" - устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др. (Советский Энциклопедический Словарь, издание третье г.1985 , стр. 965) Считается, что впервые идея создания парашюта пришла итальянцу Леонардо да Винчи. В его рукописи 1495 года можно найти следующий текст "Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона, которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности". Это первое упоминание о безопасном спуске с высоты. В начале семнадцатого века другой итальянский ученый Фауст Веранчино описал аппарат для опускания человека, похожий на изобретение Леонардо да Винчи и указал, что величина паруса зависит от тяжести человека. Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен в двадцатых годах семнадцатого века. Будучи заключен в крепость, он решил бежать. Сшив из простынь шатер, он прикрепил к его низу пластины из китового уса и веревки. Держась за сведенные вместе веревки, он прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился. В 1777 году еще один француз Жан Думье был приговорен к смертной казни, и должен был испытать летающий плащ профессора Фонтанжа. В случае удачи ему было обещано даровать жизнь. Он также выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив. Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Он назвал свое изобретение "парашют" фр. - "parachute". Хоть и практического применения его конструкция не нашла из-за неудобства крепления к корзине воздушного шара, но утвердил это название за подобными устройствами. Недостатком парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. В 1834 году Коккинг создал парашют в виде опрокинутого конуса, но при испытаниях этой системы 27 сентября того же года каркас купола не выдержал нагрузки и сложился. Коккинг погиб. Другой ученый - Лаланд предложил делать отверстие для выхода воздуха из под купола, в традиционных системах парашютов. Этот принцип применяется во многих системах парашютов и наших дней.
В ХХ-м веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение - ранцевый парашют свободного действия. Парашют имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. В последствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор. После революции Котельников продолжил работу над парашютами уже для советской авиации. Впервые в СССР применил спасательный парашют летчик-испытатель М.М. Громов. Это произошло 23 июня 1927 года на Ходынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, выйти из штопора не смог, и на высоте 600м покинул самолет. Известно, что использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка. Тогда всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы вручался отличительный знак - маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда. В этом же году парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям В.Писаренко и Б.Бухгольцу. Вскоре в авиации появилась специальная служба по обеспечению спасения летчиков в полете. Ее организатором стал Л.Г. Минов. В 1929 году он выезжал в Америку для ознакомления с работой парашютно-спасательной службы. Там он выполнил несколько прыжков с парашютом. Вернувшись - руководил проведением первых учебных прыжков в авиации Советского Союза. Также было создано несколько КБ, которые проектировали парашюты. За короткое время были созданы несколько новых систем парашютов, которые позволили начать обучение летчиков технике прыжков с парашютом. А 26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством Минова впервые выполнила прыжки с многоместного самолета. Этот день считается началом массового развития парашютизма в СССР. Тогда же были созданы Воздушно-десантные Войска. Днем ВДВ считается 2 августа. В 1930 году на аэродроме под Воронежем были совершены групповые прыжки с парашютом. 9 июля 1931 впервые в СССР совершила прыжок с парашютом женщина - Л.Кулешова (Епишева). Стал быстро развиваться парашютный спорт. В 1933 году руководство которым было передано Осовиахиму. 22 мая 1932 H.Евдокимов установил первый рекорд затяжного прыжка, пролетев не раскрывая парашюта 600 метров. 18 июня 1932 инструктор парашютного спорта Б.Петров покинул самолет на высоте 5200 метров, выполнив первый высотный прыжок. В 1935 году был образован Центральный Аэроклуб СССР и Советский Союз вступил в Международную Федерацию Авиации (FAI). С тех пор многие абсолютные мировые рекорды в парашютизме принадлежат нашим спортсменам. 1 ноября 1962 были установлены два абсолютных рекорда. Е. Андрееву принадлежит рекорд в длительности свободного падения 24500м., а П.Долгову прыжок с 26000м. с немедленным раскрытием парашюта. В 1950 году при ФАИ была организована парашютная комиссия. СССР вступил в нее в том же году. Чемпионаты мира по парашютному спорту стали проводиться с 1951 года. В 1982 году в парашютной комиссии было уже около 60 стран.
Соревнования по парашютному спорту проводятся в следующих категориях: на точность приземления, затяжные, индивидуальная акробатика - с выполнением комплекса акробатических фигур, групповой акробатике, купольной акробатике. А с недавнего времени по скайсерфингу (прыжкам с лыжей), фристайлу (артистизм выполнения набора фигур). http://www.skydive.ru/
Первый прыжок Существуют два типа подготовки к первому прыжку - классическая схема и тандем. Прыжок в тандеме - один из самых безопасных способов подняться в небо. Тандемам на аэродроме уделяется большое внимание - самая надежная техника, самые опытные инструктора, особое внимание наземных служб и летчиков и минимальная вертикальная скорость на приземлении около 1 м/с, что равносильно прыжку с низкого дивана. Принцип прост - ваша подвесная система соединяется с подвесной системой инструктора, а парашюты находятся за его спиной. Если вы хотите получить больше ощущений и иметь большую безопасность при прыжке - рекомендуется прыгать в тандеме.
И в таком виде вы отделяетесь от ЛА на высоте 3500-4000 метров и находитесь в свободном падении 50 секунд. Вам остается только почувствовать свободное падение и осматривать открывшийся пейзаж. Всю работу по стабилизации падения и раскрытию парашюта выполнит опытный инструктор. В первые четыре секунды падения инструктор выпустит тормозной парашют (дрог - drogue). Без него скорость падения может достичь 150 м/с, а с ним стабилизируется на уровне 50 м/с - обычной скорости падения одного человека. Именно с такой скоростью вы и будете приближаться к земле. Еще примерно 50 секунд и раскрывается основной парашют. Под его большим куполом вы продолжаете снижаться в течение 3-5 минут - в это время можно порулить парашютом, в подробностях рассмотреть землю внизу, пейзаж вокруг, увидеть собственный автомобиль на стоянке и многие другие вещи доступные только парящим в небе. Приземление, как уже указывалось, настолько мягкое, что тандемные прыжки осуществляли люди с травмами ног. Но это стоит примерно в пять раз дороже классического прыжка (130-140$).
Если же Вам важна самостоятельность, и Вы сами хотите все сделать, то Вам больше подойдет классическая схема - прыжок с принудительным раскрытием на круглом десантном куполе. Круглые парашюты достаточно безопасны и просты в управлении. Их площадь - 83 кв. метра с запасным парашютом площадью 50 кв. метров. Отличаются надежностью и простотой укладки. Кстати, обычно парашюты уложены инструкторами и спортсменами аэроклуба. После получения на складе основного и запасного парашютов вы отправляетесь в тренировочный городок. Для начала вам расскажут как вести себя на поле, как подходить и заходить в самолет. Потом вы будете тренироваться в отделении от самолета. Потом вы научитесь управлять парашютом и действовать в любой ситуации, которая может возникнуть в воздухе. Далее следует этап приземления - наиболее сложный и ответственный. Ему уделяется большое внимание. Вертикальная скорость ваших парашютов 5.0 м/с. Приземление с такой скоростью равносильно прыжку с высоты 1.4 метра.
Первый прыжок по классической схеме осуществляется на круглом "десантном" парашюте с высоты 700-800 метров. На расчетной высоте раздается зуммер и вспыхивает лампа, инструктор открывает дверь. Еще секунды и вы в воздухе. Парашют раскрывается сразу, поскольку он пристегнут к самолету, и после шума самолета наступает необыкновенная тишина. Еще минута и вы приземляетесь. Да, на всякий случай выдается и запасной парашют, который раскрывается автоматически на высоте 300-500 м, если вы не произвели его "расчековку", убедившись, что основной парашют раскрылся. Комплекс услуг по первому прыжку, как правило, стоит от 60 до 100 грн. А после того как Вы совершите этот прыжок, можете принять решение о продолжении занятий парашютным спортом. Тогда вам предстоит сделать выбор между тремя системами подготовки спортсменов на разных курсах, которые далее описывает инструктор Роман Леднев.
Обучение по классической программе обучения Эта программа использовалась для обучения парашютистов ДОСААФ (ныне ОСОУ). На начальной стадии обучения используется парашюты Д-1-5у, T-4 (более спортивный парашют). Цель начального этапа обучения: 1. научиться стабильно отделяться от ЛА, принимать правильное положение тела в воздухе для стабильного свободного падения. Первые прыжки по этой программе парашютист совершает также на принудительное раскрытие. 2. После того, как парашютист научился правильно отделяться от ЛА, он переходит к следующему упражнению - РАСЧЕКОВКА. В принципе, это то же самое принудительное раскрытие, только принудительно раскрывается не парашют, а ранец парашюта. Свободное падение увеличивается до 2-х секунд. За это время парашютист должен показать правильное стабильное положение тела и сымитировать ручное раскрытие парашюта. 3. Прыжок с задержкой раскрытия 3 секунды (высота покидания ЛА увеличивается до 1000 м). 4. Прыжок с задержкой раскрытия 5 секунд. 5. Прыжок с задержкой раскрытия 10 секунд (высота - 1200 м.). 6. Прыжок с задержкой раскрытия 15 секунд (1350 м.). 7. Прыжок с задержкой раскрытия 20 секунд (1600 м.). 8. Переход на следующие типы парашютов (T-4, далее парашют типа "крыло") На каждом из этих упражнений парашютист должен показать инструктору правильное отделение от ЛА, стабильное свободное падение. Переход от упражнения к упражнению зависит не от количества прыжков, а от качества выполнения задания. Далее выполняются прыжки с задержкой 30 секунд (2200м.) и более. При выполнении прыжков на системе парашютиста установлены страхующие приборы ППКУ, как на основном, так и на запасном парашютах. Прибор с запасного парашюта снимается после выполнения определенного количества прыжков по усмотрению инструктора. Цель этой программы - научиться стабильно падать и перейти на парашют типа "крыло". Продолжительность программы - 25-45 прыжков, в зависимости от способностей обучаемого.
Static Line Эта программа очень похожа на класическую схему обучения. Единственным ее отличием является то, что начиная с первого раза, Вы прыгаете на парашюте типа "крыло". Это специальный студенческий парашют большой площади, устойчивый к любым Вашим "глупостям", которые Вы захотите с ним сделать. Но это не значит, что можно делать все, что Вам захочется. О том, как управлять этим куполом Вам расскажут инструктора, а в хороших местах Вам выдадут рацию (точнее - приемник от нее) и будут руководить Вашими действиями с земли на этапе снижения и приземления, чтобы обеспечить Вашу безопасность. Последовательность упражнений такая же, как и в класической программе обучения - начиная с принудительного раскрытия, которое производится специальной вытяжной веревкой (от ее английского названия - Static Line и произошло название программы), последовательно увеличивая время свободного падения. Существует много мнений насчет безопасности и необходимости этой программы. Сейчас очень немногие клубы предоставляют возможность обучаться по этой программе.
Accelerated FreeFall (AFF) Эта программа по своей сути очень смелая и эффективная. В ней используются самые передовые методы обучения и оборудование. Все прыжки выполняются с высоты 3500-4000 м, на специальной студенческой системе оборудованной парашютами типа "крыло" (как основной, так и запасной) и страхующими приборами. На первый взгляд эта программа кажется сложнее. Но в действительности же студент легче обучается правильному поведению в свободном падении, благодаря тому, что каждый прыжок выполняется не в одиночку, а при непосредственном участии и контроле опытных инструкторов. Длительное свободное падение позволяет максимально эффективно использовать каждый прыжок. Программа состоит из семи уровней. Каждый уровень включает в себя ряд задач, которые студент должен выполнить. Переход от уровня к уровню зависит не от количества прыжков, а от качества выполнения заданий. Все задания выполняются под контролем инструкторов. Если студент не выполняет задания, инструктора помогают ему. После раскрытия парашюта, контроль также осуществляется с земли при помощи рации. По вашему желанию, в прыжках могут принимать участие один или два воздушных оператора. После выполнения прыжка, отснятый материал внимательно просматривается обучаемым и инструкторами, проводится тщательный разбор прыжка, работа над ошибками и подготовка к следующему прыжку. Программа включает в себя очень интенсивную наземную подготовку под контролем инструкторов. МАСТЕРСТВО В ВОЗДУХЕ - КУЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ! Средняя продолжительность курса - 8-15 прыжков. Стоимость обучения - от 600 до 1200 у.е. в зависимости от клуба и количества предоплаченных прыжков.
Описание программы Программа AFF разбита на семь уровней. Во время первых трех уровней студент приобретает основные навыки поведения в воздухе. Они включают в себя умение стабильно отделяться от летательного аппарата, стабильное и контролируемое свободное падение, контроль, внимание, использование приборов и открытие парашюта. Студент получает эти навыки путем интенсивных тренировок и прямого контроля инструктором в воздухе. Следующие четыре уровня предназначены для выработки навыков и умения маневрировать в свободном падении. Студент обучается выполнять подходы к инструктору в свободном падении, развороты на 360 градусов, переднее и заднее сальто, а также умение перемещаться в свободном падении. Студент также учится расcчитывать прыжок и ориентироваться в воздухе. Особое внимание уделяется вопросом безопасности при подготовке к прыжку и во время его выполнения. Переход от уровня к уровню осуществляется не по количеству выполненных прыжков, а по достигнутым результатам
Источник: http://aviamir.com.ua/Files/Articles/Recreation-1.htm |